Translate

Виды наполнителей (набивки) для авторских текстильных кукол

17 ноября 2016 г.

Привет!
Поговорим о набивке для кукол? 

Наполнители бывают натуральными и синтетическими.
Синтетические наполнители имеют разные названия: синтепон, синтепух, холофабер, комфорель, тинсулейт и т.д. . Первое время я думала, что это вообще разные названия одного и того же материала) И оказалась, я не далека от истины))) 

Синтетические наполнители состоят из полиэфирных волокон. Если вы отделите от каждого из них по маленькому волокну, то разницу между ними заметить будет сложно. Но вот уже в больших объемах разница видна и ощутима.

На фотографии слева направо: синтепон, холофайбер, полифил.

Общие плюсы синтетических наполнителей: они гипоаллергенны, не впитывают влагу и запахи, спокойно переносят стирку, а моль и клещи жить в них не любят. 

Синтепон - полиэфирные волокна, скрепленные в полотно. Способы крепления волокон между собой: валяние, иглопробивной, термический и клеевой. Клеевого синтепона лучше избегать, так как клей вызывает аллергию.




Материал плотный, волокна не упругие. Набивка кукол получается твердой - это хорошо. Но... сделать набивку ровной очень сложно. На куклах из хлопка поверхность получается бугристой. Синтепоном я набивала нижние лапы зайкам из плотного толстого флиса, зайцы твердо стояли на ногах, а материал сглаживал поверхность. Если набивка не плотная, до "каменного" состояния, то синтепон быстро сбивается в комки. И еще один недостаток этого материала то, что для набивки полотно надо разделять на небольшие кусочки и это занимает много времени.

Холлофайбер бывает в форме полотна или шариков. Для игрушек я покупаю  холлофайбер в шариках.



Наполнитель объемный, упругий и гипоаллергенный. Но для кукол шарики приходится разделять на волокна, чтобы поверхность кукольного тела была ровной. Хлопок погрешности в набивке не прощает. Для игрушек из флиса, плюша и других плотных тканей это не требуется.
Синтепух и холлофайбер  по своим свойствам ближайшие родственники, разные только торговые марки. Синтепух выпускают в форме отдельных волокон или в шариках.

Еще один наполнитель, на который я натолкнулась недавно - Poly-fil. По своим свойствам он ближе всего к холлофайберу и синтепуху. Выпускается отдельными волокнами (для кукол, мягких игрушек и подушек) и полотном (для пэчворка).



Очень удобно, что наполнитель для кукол идет отдельными волокнами, не скрученными ни в какие шарики, так как он не требуют дополнительной подготовки, т.е. не нужно измельчать, разделять материал на волокна перед набивкой. А значит набивать можно быстрее.
Этот наполнитель мне предоставила на тестирование компания Gela.ru. Уже больше года у них на сайте и группе Вконтакте проходит акция, благодаря которой любая рукодельница может получить на тестирование заинтересовавший её товар. Я воспользовалась этим предложением и выбрала упаковку наполнителя Poly-fil от Fairfild весом 340 г, так как на ней было указано, что этого количества хватит, по крайней мере, на одну игрушку 30 см (12''). Размер упаковки на сайте сложно оценить, поэтому я удивилась, получив такой объемный пакет.


Набивку я уже испытала в деле: сшила одну куклу ростом 40  см, Мэри Поппинс из прошлого поста, и набила пять маленьких кукол по 20 см. Малышки еще в работе, поэтому покажу только 3 пары стройных ножек.


Количество наполнителя в упаковке не сильно уменьшилось. Думаю, что этого количества мне хватит еще на десяток кукол. С этим материалом приятно и легко работать. Волокна очень упругие. Поэтому набитые детали хорошо держат форму, а поверхность получается ровной, даже не смотря на то, что хлопок я не укрепляю флизелином и т.п.. И легко регулировать плотность набивки деталей.

Для меня упругость волокон - важный показатель качества, так как тела моих кукол набиты в разных частях с разной плотностью. Набивку в голове, шее, голени, в руке от кисти до локтя я делаю плотной, "каменной", и она почти не проминаться при нажатии. Набивку туловища я делаю чуть мягче. И самая легкая набивка идет в предплечье, в бедро, что бы руки и ноги куклы сгибались и сохраняли положение, а не отпружинивали назад. Легкая набивка - это достаточное количество наполнителя, чтобы расправить ткань, но при этом деталь будет проминаться при нажатии на неё. И упругость здесь играет главную роль, волокно после сжатия должны быстро расправляться и принимать прежнюю форму, а не сбиваться в комки. Так же легкую набивку делаю в ладошке, чтобы после прошивания пальцев рука не выглядела опухшей. 

Тинсулейт - легкий, теплый и мягкий наполнитель. И все эти прекрасные качества не имеют никакой практической пользы для создателей кукол и игрушек. Волокна тинсулейта тоньше чем, у холофайбера и полифила, и из-за этого он хуже держит форму, очень легко проминается. 

О натуральных наполнителях из личного опыта мне нечего рассказать, при шитье кукол я  их не использую. Но упомянуть эти наполнители нужно.

Шерсть чаще используют при создании вальдорфских кукол. В авторских куклах шерсть тоже можно использовать. Например, куклы Ирины Поцелуйко.

























Я написала Ирине письмо и попросило рассказать вам об этом материале. И благодарна, что она откликнулась на мою просьбу! Вот, что ответила Ирина:

"В своих работах я использую натуральную шерсть (Троицкий сливер) и немного шерстепон для тела. Раньше тельце куколки полностью набивала шерстью, набивала очень плотно, но все равно со временем шерсть сваливается. И сушить (если вдруг придется помыть куклу) долго придется, могут разводы остаться. Что бы этого не было я в тельце добавляю к шерсти шерстепон (покупаю в магазинах для шитья). Головка у куколок у меня валяная, валяю ее полностью из шерсти.
Как материал, шерсть мне очень нравится, она мягкая, теплая и очень пластичная. Набивка получается достаточно плотной, "целлюлит" практически отсутствует. 

К недостаткам, пожалуй, можно отнести то, что сливер стал дорогой, но не смотря на это я не планирую его заменять другими наполнителями)"

Я же отмечу, что недостаток все-таки есть) , но не для всех - шерсть может вызывать аллергию.

Крупы (рис, гречка) как наполнитель используют в народных куклах.

Песок используют как наполнитель туловища у кукол с лепными головой, руками и ногами. Он тяжелый, кукла получается устойчивой, точнее усидчивой). Также мне попадались примитивы наполненные песком.
С этим наполнителем работает художник по куклам Юлия Ральникова.


























Спасибо огромное Юлии за комментарий:

"Я делала серию кукол Песочные люди города N. Песок тяжелый, и маленьких кукол очень хорошо набивать им. Они становятся приятно живыми, тяжеленькими. Песок не аллергенен (я его промываю, если беру из природы), не дает усадку. Если набивать не плотно, тело имеет приятную текучесть. А еще песок не боится влаги, и в нем никто не заведется."

Опилки - основной наполнитель для мишек-тедди, а вот в куклах сейчас он используется редко. Хотя тела старинных фарфоровых кукол набивали именно опилками. Но ткань такого тела должна быть плотной, тогда шили из нескольких слоев хлопка или даже из кожи.

Бамбуковое волокно - материал упругий, подходит аллергикам, не удерживают запахи, бактерии и клещи не селятся, хорошо переносит стирку. Этот наполнитель используют некоторые теддисты для своих звереков.

Существует также смешанные наполнители, в которые к полиэфирным волокнам добавлены натуральные волокна шерсти, хлопка или бамбука.

Ну, и совсем экстремальные варианты наполнителей: вата, поролон и обрезки тканей. 

А какой наполнитель вы используете для своих кукол? Какие свойства нравятся, а что - нет, но достойной замены еще не нашли? А может вы знаете еще какой-нибудь наполнитель? Буду рада вашим комментариям.

Поддержать блог донатом -> СПАСИБО
Через сервис ЮMoney на любую сумму.

4 комментария:

Всегда рада вашим комментариям. Спасибо за пожелания и вопросы!